Направления подготовки
Психолог
Конечно, Вы не любители теории — это нудно читать и в ней не видно Вашего конкретного ребенка. Но я рискну поместить на этой странице именно теоретический материал
и именно для родителей, т.к. предпочитаю идти к решению проблемы по правилу «От общего к частному».
Мне достаточно известен круг интересов родителей в вопросах воспитания и обучения школьников, поэтому выложила материал по своему выбору, исходя из опыта общения с родителями. Надеюсь, что и Вы зададите мне свой вопрос, на который я обязательно дам ответ при нашей личной встрече. И тогда это будет уже предметный разговор. Если Вам будет интересно узнать, что думают ученые — педагоги и психологи — по Вашей проблеме, обязательно скажите мне, я подберу материал по теории вопроса.
Уважаемые родители!
Факторами второго порядка неправильного воспитания (недостаточные знания родителей о способах воспитания детей) будут:
К факторам первого порядка можно отнести проекцию личных проблем родителей на детей:
Другая особенность родительского отношения – это неосознанная проекция личностных проблем на детей, когда родители обвиняют
их в том, что практически присуще им самим, но не осознаются должным и, главное, своевременным образом. Можно сказать и так, что родители не видят недостатков у себя, но видят их у ребенка или требуют то, в чем сами не являются примером. Чем больше степень характерологических изменений у родителей, тем чаще они склонны приписывать детям «вредный» характер, оказывающийся на поверку своеобразным способом их защитного реагирования в ответ на непосильные
и несправедливые требования взрослых.
Чем больше степень невротических нарушений у родителей, тем чаще они впоследствии испытывают чувство вины, сомнения и колебания в правильности своих действий и негативной оценки ребенка.
Воспитание характеризуется прежде всего определенными сторонами отношения родителей к детям. Наиболее существенные из них образуют три групп факторов, приводящие к невротизации детей.
К проблеме воспитания детей в семье
  • Аффективность и гиперопека уживаются с недостаточной эмоциональной отзывчивостью
  • Тревожность – с доминантностью
  • Завышенные требования
с родительской беспомощностью.
  • повышенной принципиальностью или незрелостью родительского чувства;
  • властностью, эгоцентризмом, невротическим состоянием;
  • конфликтными отношениями и т.д.;
часто у родителей проявляется отзывчивость «НАОБОРОТ», когда они обнаруживают чрезмерно быстрые и аффективно-заостренные отрицательные реакции на малейшие отклонения в поведении детей и оказываются эмоционально-глухими в отношении выражения позитивных чувств. Даже вовремя похвалить, поддержать, тепло напутствовать представляет для них большую трудность, чем делать замечания, ругать, тревожиться и предостерегать.
Неотзывчивость преимущественно со стороны матерей оказывает большое патогенное действие в первые годы жизни детей, создавая эффект психической депривации.
  • настороженностью и подозрительностью в отношении перемен;
  • недоверчивостью к собственному мнению ребенка;
  • неверием в его самостоятельность;
  • чрезмерной регламентацией образа жизни;
  • перепроверкой действий ребенка;
  • избыточной и часто мелочной опекой;
  • многочисленными предостережениями и угрозами.
Недоверие к возможностям детей, их формирующемуся жизненному опыту выражается:
В заключение отметим, что неврозы у детей не возникают, если родители справляются со своими личными проблемами
и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей
и добры к ним, отзывчивы к нуждам и запросам, просты
и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласованно в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.
Противоречивость отражает невротические особенности личности родителей и заметно уменьшается по мере стабилизации внутреннего психического состояния и повышения уверенности в себе.
Противоречивость в отношениях с детьми представлена различными, часто взаимоисключающими сторонами:
Нередко недоверие к возможностям детей приобретает характер убежденности типа: «Он никогда и ничего не делает, так как надо!».
В таких случаях дети легко заражаются этими чувствами и переносят их в какой-то мере на отношения со сверстниками, что создает проблемы в установлении искренно-дружеского, непосредственного общения.
  • беспокойством и паникой по любому, даже пустяковому поводу;
  • стремлением чрезмерно опекать ребенка;
  • не отпускать его от себя;
  • предохранением от всех, большей частью воображаемых опасностей, что обусловлено наличием тревожных предчувствий, опасений, страхов у самой матери;
  • «привязыванием» детей к себе, в том числе к своему настроению, чувствам, переживаниям;
  • непереносимостью ожидания и нетерпеливостью, стремлением все сделать для ребенка заранее;
  • сомнением в правильности своих действий и одновременно навязчивой потребностью постоянно предостерегать, давать бессмысленные советы и рекомендации.
Тревожность в отношении с детьми выражается:
Аффективность – избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги, страха. Аффективность часто создает эффект суматошности в доме: хаотичности, беспорядочности, всеобщего возбуждения. Затем родители всегда в той или иной мере переживают случившееся, испытывая чувство вины от неспособности справиться со своими выходящими из-под контроля эмоциями. Максимум эмоциональной несдержанности проявляют матери с холеристическим темпераментом, подчеркнутым их невротическим состоянием.
Неравномерность отношения родителей в различные годы жизни детей. Недостаток заботы сменяется ее избытком, наоборот, избыток – недостатком в результате меняющегося характера восприятия детей, рождения второго ребенка и противоречивости личностного развития самих родителей.
Негибкость обусловлена как характерологическими особенностями,
так и невротическим состоянием родителей. Из характерологических проявлений обращают на себя внимание недостаточный уровень развития воображения, излишняя принципиальность и наличие других гиперсоциализированных черт характера, властность характера и авторитарность. Невротическое состояние родителей препятствует гибкому контакту по причине увеличения внутриличностной напряженности и эгоцентризма.
  • недостаточным учетом ситуации, момента;
  • несвоевременным откликом;
  • фиксацией проблем, застреванием на них;
  • трафаретностью, заданностью;
  • запрограммированностью требований;
  • отсутствием альтернатом в решениях;
  • предвзятостью суждений;
  • навязыванием мнений.
Факторы третьего порядка (неумение родителей управлять своими эмоциями
в процессе воспитания):
Подготовка к школе
Английский язык
Школа раннего развития
Психолог
Логопед
п
л
Общая информация
Скорочтение
С
Обучение чтению
Математика
Русский язык
м
Отличительной чертой воспитания является и разрыв между словом и делом, когда родительская мораль носит слишком абстрактный характер и не подкрепляется живым, непосредственным примером или родители говорят одно, а делают другое, отражая этим двойственность своей личности и непоследовательность суждений.
Во взаимодействии с детьми родители непроизвольно компенсируют многие из своих неотреагированных переживаний, т.е. их отношение носит реактивный характер. Уже не раз мы упоминали о гиперопеке матери, основанной на тревожности и страхе одиночества, нервных срывах в виде крика и физических наказаний, компенсирующих нервное напряжение родителей, а также о бесчисленных замечаниях и педантичном предопределении образа жизни детей, исходящем из мнительности и чрезмерной принципиальности и односторонне понятого авторитета в семье.
Не могут родители и стабилизировать кризисные ситуации в психическом развитии ребенка, справиться с его страхами и тревогами. Они прилагают слишком много усилий, тревожась и беспокоясь еще в большей степени, чем сам ребенок, и этим способствуют фиксации его невротических реакций, имеющих вначале эпизодический характер. Иногда родители упускают нужное время, когда невротические проявления незначительны и могут быть достаточно легко устранимы адекватным психологическим воздействием.
Проявляется и трудность в установлении ровных, доверительных и эмоционально-теплых, непосредственных отношениях
с детьми. В воспитании недостает душевной щедрости, широты взглядов, доброты, не отягощенной эгоцентризмом, конъектурными соображениями, рационализмом, чрезмерной озабоченностью и пессимизмом.
Непонимание своеобразия личностного развития детей. Например, родители считают их упрямыми, в то время как речь идет о сохранении элементарного чувства собственного достоинства, или родители думают, что ребенок не хочет, а он не может.
Неприятие детей. Под эти подразумевается, с одной стороны, нежелание ребенка вообще или преждевременность его появления, когда его еще «не ждали», а также несоответствие его пола, ожидаемому родителями. С другой стороны, это неприятие индивидуальности детей, их своеобразия, особенностей характера.
Неприятие – одна из причин возникновения невроза страха у детей, чей жизненный тонус первично понижен вследствие предшествующего стресса матери в связи с нежелательной беременностью. Неприятие в большей степени отражается на состоянии детей в первые годы жизни, именно тогда, когда требуется максимум эмоционально-теплого отношения матери.
Негибкость родителей в отношениях с детьми выражается:
Непоследовательность в обращении с детьми – существенный фактор невротизации, создающий эффект «сшибки» нервных процессов
в результате меняющихся и противоречивых требований родителей. Выражением непоследовательности будут бесконечные обещания или угрозы, недоведение начатого дела до конца, непредсказуемая перемена расположения, несоответствие между требованиями и контролем, переходы из одной крайности в другую, что приводит вначале к неустойчивости нервных процессов ребенка, затем к их возбуждению
и утомлению.
Несогласованность отношений между родителями. Обусловлена наличием конфликта, усиленного контрастными чертами их темперамента.
Гиперсоциальность – особенность воспитания, когда оно имеет слишком правильный без учета индивидуальности ребенка характер. Присущи ей и элементы некоторой формальности в отношениях
с детьми, недостаток эмоционального контакта, искренности
и непосредственности в выражениях чувств. Родители как бы воспитывают ребенка по определенной заданной программе,
не учитывая своеобразия его личности, возрастных потребностей
и интересов.
Недостаточная отзывчивость, или нечуткость, родителей означает несвоевременный или недостаточный отклик на просьбы детей, их потребности, настроение, аффекты. Подобное отношение может быть вызвано разными причинами:
Made on
Tilda